Спасибо за интерес, проявленный к нашей Компании
Отправить другу
14.08.2017

Заключительный этап обсуждения «перезагрузки» энергоэффективности России

10 августа в рамках круглого стола в Аналитическом центре при Правительстве РФ в Москве прошел заключительный этап обсуждения проекта Комплексного плана повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации, более известного, как «Энергоэффективность 2.0» или «перезагрузка» и разработанного в мае текущего года Минэкономразвития России во исполнение подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № Пр-140-ГС, Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению экономической и энергетической эффективности российской экономики» и пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 24 мая 2016 г. № АД-П9-80пр.

Проект Комплексного плана повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации уже обсуждался в ряде агентств развития бизнеса, в рамках форума «Энергоэффективная Россия», а также в профильной Рабочей группе при Открытом Правительстве и на круглом столе в Аналитическом центре был анонсирован начальником Управления отраслей экономики Аналитического центра Григорием Микрюковым, который отметил: ««Сегодня мы обсудим проект Комплексного плана повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации, разработанный Минэкономразвития России для преодоления барьеров, препятствующих развитию механизмов энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных отраслях отечественной экономики, а также для сокращения отставания в этой сфере».

В обсуждении «перезагрузки» энергоэффективности России приняли участие представители Аналитического центра, Минэкономразвития России, Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России, департамента инновационного развития энергетики ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, Ассоциации организаций в области энергетики (АООЭ), ЦЭЭ ИЦ ОРГРЭС, департамента розничного рынка и сетей Ассоциации «Сообщество потребителей энергии», ФГБУ «Российское энергетическое агентство», комитета по энергосбережению Опора России, Центра экономического моделирования энергетики и экологии Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Управления отраслей экономики Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Министерства энергетики РФ, Департамента ЖКХ Минстроя России и т.д., а сам круглый стол был организован Аналитическим центром совместно с Департаментом государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России.

«Перезагрузка» энергоэффективности России в аспекте снижения технологических потерь электроэнергии.

По убеждению эксперта Аналитического центра Дмитрия Хомченко, проект «Энергоэффективность 2.0» «…направлен на развитие мер по повышению энергетической эффективности как у производителей, так и у потребителей энергетических ресурсов и должен существенным образом повлиять на ситуацию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Вместе с тем, анализ мероприятий по реализации Комплексного плана повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации показывает ряд недоработок проекта, во всяком случае в сегменте генерации, передачи и потребления электроэнергии.

Так, если для транспорта электроэнергии в проекте заложены мероприятия по «определению целевых значений потерь электрической энергии при ее передаче исходя из показателей таких потерь, достигаемых при использовании наиболее энергоэффективных технологий, то генерация электроэнергии по не6понятным причинам выведена в раздел потребления электроэнергии, а все планируемые меры ориентированы на снижение «нормативов удельного расхода топлива при выработке электрической и тепловой энергии». Т.е. практически аналогично государственной программе в проекте «Энергоэффективность 2.0» не уделено внимание технологическим потерям электроэнергии из-за перетоков реактивной мощности, где по мнению экспертов и по результатам практики в зарубежных странах можно экономить до половины всей генерируемой мощности.

Полностью забыты мероприятия по компенсации реактивной мощности в мероприятиях по снижению потребления энергии в жилом секторе и бюджетной сфере – здесь основной акцент делается на повышение энергоэффективности проектируемых зданий массовой застройки, в том числе многоквартирных домов, оснащение приборами учета, нормирование объема потребления энергетических ресурсов государственными и муниципальными учреждениями и т.д. В то же время в ряде развитых зарубежных стран в муниципальной сфере активно используются и хорошо себя зарекомендовали нерегулируемые (и регулируемые) конденсаторные установки повышения коэффициента мощности, позволяющие, как снизить объемы потребляемой электроэнергии, так и повысить ее качество, тем самым нивелируя риски масштабных аварий из-за перетоков реактивной мощности в часы пиковых нагрузок.


Вернуться к списку новостей