Спасибо за интерес, проявленный к нашей Компании
Отправить другу
02.05.2017

Согласно пункту 2.4.2.3 приложение 1 к Постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2012 года N 67-ПП «О системе закупок города Москвы (с изменениями на 21 декабря 2016 года) «заказчики предусматривают в размере не менее пяти процентов от общего годового объема закупок товаров, работ, услуг закупки, при производстве (выполнении, оказании) которых используются инновационная, высокотехнологичная продукция и технологии, включенные в перечень, сформированный Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы». Во исполнение того же постановления № 67-ПП, а также Постановления Правительства Москвы от 17.06.2015 № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности», Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы был сформирован (в редакции приказа Департамента «О внесении изменений в приказ Департамента от 4 февраля 2014 № П-18-12-15/4» от 24 марта 2017 № П-18-12-64/7») «Перечень объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности», в который согласно Приложения к Приказу от 24 марта 2017 г. № П-18-12-64/7 вошли «компенсаторы реактивной мощности (шунтирующий реактор, управляемый шунтирующий реактор с подмагничиванием постоянным током, конденсаторные батареи, статические тиристорные компенсаторы, статические компенсаторы реактивной мощности, выполненные на базе современной силовой электроники).»


Российские и зарубежные эксперты энергетического менеджмента солидарны в констатации беспрецедентного факта - каждый процентный пункт прироста ВВП в нашей стране сегодня требует 0,5% прироста потребления топливно-энергетических ресурсов, что предопределяет экстенсивное развитие энергетической сферы, фактическое отставание в экономике и социальной сфере, общее снижение энергетической безопасности РФ. Это определяет чрезвычайную критичность вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности в электроэнергетике, в том числе в масштабах отдельных сетей и объектов Москвы, как субъекта Российской Федерации, занимающей по итоговому рейтингу 2016 года среди субъектов первой категории расчетной бюджетной обеспеченности 4 место после Ханты-Мансийского автономного округа, республики Татарстан и Санкт-Петербурга.


Рис. Рейтинг 2016 года энергетической эффективности субъектов федерации по первой категории расчетной бюджетной обеспеченности согласно данным Министерства энергетики РФ.

Нормативно-правовая поддержка национального тренда энергосбережения и повышения энергетической эффективности в России.

Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», формализовавший требование снижения энергоемкости предприятий российской экономики к 2020 году на 40% по отношению к базовому показателю 2007 года, а также принятая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. №1715-Р Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. и Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», по сути, дали старт национальному тренду энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Вместе с тем, в разд. I утвержденной через 2 года после Указа № 889 распоряжением Правительства Российской Федерации N 2446-р (от 27 декабря 2010) Государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» все еще констатировался факт, что «энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах, а более 90 процентов мощностей действующих электростанций, 83 процентов жилых зданий, 70 процентов котельных, 70 процентов технологического оборудования электрических сетей и 66 процентов тепловых сетей было построено еще до 1990 года». Т.е. de facto первые шаги по решению задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности на практике были сделаны формализацией показателей энергоэффективности в подпрограммах Государственной программы 2010 года (показатели энергоэффективности, в том числе показатель удельного годового расхода электрической энергии, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2010 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности»), Плане мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р, а также Требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, принятых Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1225.

На текущий момент в сформированный в рамках утвержденного перечня Государственных программ Программный блок «Инновационное развитие и модернизация экономики» вошли, как принятая Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321 «прямая» Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», так и государственные программы, косвенно способствующие решению задач энергоэффективности и в которых раздел энергосбережения/повышения энергетической эффективности стал обязательным («Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», «Развитие оборонно-промышленного комплекса», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» и т.д.). Причем основными проблемами электроэнергетики Государственная программа РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики» сегодня называет дефицит генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов страны, снижение надежности электроснабжения, обусловленное высоким износом основных производственных фондов, низкую энергетическую и экономическую эффективность отрасли, а также длительное технологическое отставание в создании и освоении современных электросетевых технологий, в число которых бесспорно входит технология коррекции коэффициента мощности, позволяющая в ряде случаев на 50% и более снизить потребление электроэнергии.

Решение задач энергосбережения/повышения энергоэффективности сетей и объектов в Москве и Подмосковье.

Постановлением Правительства Московской области от 3 сентября 2010 г. N 731/40 была утверждена долгосрочная целевая программа Московской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Московской области на 2010-2020 годы», где в число основных задач включены расширение практики применения энергоэффективных технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов, и снижение объемов потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов на территории Московской области. Кроме того, постановлением Московской областной Думы от 8 июля 2010 г. N 9/126-П был принят Закон Московской области «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Московской области», в столице реализуется городская программа «Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010–2014 гг. и на перспективу до 2020 года», постановление Правительства Москвы от 05.10.2010 г. №900-ПП «О повышении энергетической эффективности жилых, социальных и общественноделовых зданий в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 09.06.2009 г. №536-ПП», а с 2015 года уже 3 раз в Доме Правительства Московской области в Красногорске проводится ежегодный форум и выставка «Энергоэффективное Подмосковье», где происходит обмен опытом и обсуждение темы внедрения энергоэффективных технологий в различных отраслях экономики и жизнедеятельности столичного региона.

Вместе с тем, в число приоритетных мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности в столице и Подмосковье по-прежнему входят перевод объектов и систем уличного освещения на энергосберегающие светильники (программа «Светлый город», инициированная в начале 2017 года губернатором Подмосковья Андреем Воробьевым, установка у потребителей автоматизированных приборов учета и повышение теплозащиты объектов, в том числе жилых многоквартирных домов. Однако по оценке экспертов:

- доля электроэнергии, потребляемой даже мегаполисом на наружное уличное и внутреннее (жилых, бюджетных объектов) освещение не превышает 10% от общего потребления, а переход на энергосберегающее освещение даст возможность снизить эту долю на 25-30%, что составит менее 4-5% общего потребления электроэнергии в столице (без учета промышленного сектора);

- в структуре годового потребления энергии типового 17-этажного трехсекционного дома П-44 затраты на возмещение потерь тепла через стены, пол, чердак, окна составляют менее 22%, а поэтому утепление ограждающих конструкций требует значительных затратах денежных средств, но не приводит к существенному энергосберегающему эффекту и, тем более повышению энергетической эффективности.

В свою очередь повышение коэффициента мощности с помощью конденсаторных установок или других средств коррекции позволяет существенно и в ряде случаев на 50-60% снизить энергопотребление, стабилизировать качественные параметры силовой сети и повысить надежность электроснабжения, причем согласно ГОСТ Р 53905-2010 «Энергосбережение. Термины и определения» и ГОСТ 31532-2012 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения» мероприятия по компенсации реактивной мощности дают возможность одновременно повысить все три показателя энергетической эффективности - экономичность потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), энергетическую эффективность передачи (хранения) ТЭР и энергоемкость производства продукции.

Аналогичное искаженное понимание эффективности и приоритетов целесообразности мероприятий разного направления в аспектах энергосбережения/энергоэффективности видно в формировании критериев рейтинга энергетической эффективности субъектов федерации Минэнерго России. Так, рейтинг энергетической эффективности субъекта федерации оценивается не только по динамике снижения энергоемкости ВРП в постоянных ценах за последние 3 года, где использование установок КРМ, УКРМ, УКМ на производствах, электросетевых объектах, в бюджетном секторе играет далеко не последнюю роль, но и по: доле зданий с предварительным классом энергоэффективности D и выше, доле натриевых и светодиодных источников света в системах наружного освещения, доле светодиодных источников света в освещении бюджетного сектора, доле государственных и муниципальных учреждений, представивших энергодекларации за предыдущий год, участию в федеральных мероприятиях по популяризации энергосберегающего образа жизни и т.д., что не отражает и не может отражать реальной позиции субъекта федерации в решении проблем энергетической эффективности.

Конденсаторные установки переменного тока для повышения коэффициента мощности в сетях и на объектах столицы и Подмосковья.

Высокая энергетическая эффективность средств компенсации реактивной мощности, в том числе конденсаторных установок переменного тока для повышения коэффициента мощности обусловлена снижением потерь электрической энергии в линиях электропередачи и трансформаторах электрических сетей за счет снижения потребления реактивной мощности в этих сетях. Не следует забывать и о безусловном факте повышения качества электроэнергии и надежности электроснабжения при использовании конденсаторных установок повышения коэффициента мощности, что сегодня является критическим условием жизнедеятельности мегаполисов, ведь наиболее масштабные аварии в распределительных и магистральных сетях крупных городов/регионов развитых стран мира в последние 2-3 десятка лет происходили по причине перегрузки по реактивной мощности в летний период во время массового включения систем вентиляции и кондиционирования.

Фотогалерея АУКРМ:

Показать остальные (9 фото)
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ?
Напишите:
mail@nucon.ru, info@nucon.ru
или заполните простую форму

Возврат к списку