Серпухов и энергоэффективность
Для Серпухова, как и других районных центров московской области, 2018 год стал переломным, ведь:
- 7 мая вышел Указ Президента России №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и были приняты Поручения (резолюции) Правительства РФ от 22 мая 2018 года №ДМ-П13-2858 для исполнения президентского Указа;
- 19 апреля 2018 г. Правительство РФ своим распоряжением № 703-р утвердило Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации;
- 19 июня 2018 года Правительство Московской области приняло Постановление N 390/21 «О Порядке осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Московской области и внесении изменения в Положение о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области»;
- в 2018 году актуализируется пакет муниципальных программ, в том числе с мероприятиями по энергосбережению и энергетической эффективности, которые должны соответствовать целям и задачам того же майского Указа Президента России №204, Комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации и Постановления Правительства Московской области N 390/21.
В целом неудивительно, что муниципальные власти Серпухова, учитывая новый пакет правовых актов Президента и Правительств РФ и Московской области, внесли изменения в муниципальную программу городского округа Серпухов «Содержание и развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности» на 2018-2022 годы, утвержденную постановлением Главы городского округа Серпухов от 08.02.2018 № 199. Вместе с тем, Подпрограмму IV «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» обновленной муниципальной программы городского округа Серпухов сложно признать актуальной и гармоничной пакету мероприятий Комплексного плана, как в бюджетной сфере, так и жилом секторе.
Так, уже типичными и, пока неизменными остались акценты вывода объектов жилого и муниципального секторов на соответствующий уровень энергосбережения и энергоэффективности – оснащение приборами учета, усиление теплозащиты зданий и переход на энергосберегающее освещение, причем трактовка «нормального» уровня энергетической эффективности в виде пакета классов A, B, C, D, хотя по факту здесь энергоэффективным является только класс А, а начиная с класса B уже необходимо планировать и реализовать соответствующие мероприятия.
Основные показатели реализации мероприятий подпрограммы | Базовое значение показателя (2017 г.) | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Доля зданий, строений, сооружений органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, оснащенных приборами учета потребляемых энергетических ресурсов, % | 73,4 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Бережливый учет – Оснащенность многоквартирных домов общедомовыми приборами учета энергетических ресурсов, % | 69,7 | 74,2 | 80,6 | 87,1 | 93,5 | 100 |
Доля зданий, строений, сооружений муниципальной собственности, соответствующих нормальному уровню энергетической эффективности (A, B, C, D), % | 24,4 | 28,9 | 33,3 | 37,8 | 42,2 | 46,7 |
Наряду с этим, в программе городского округа Серпухов «Содержание и развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности» и это традиционно для превалирующего большинства муниципальных программ по всей России – целевых и включающих мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности – не уделено никакого внимания энергосбережению за счет сокращения потерь при передаче и потреблении электроэнергии, хотя только путем сокращения перетоков реактивной мощности нерегулируемыми и/или регулируемыми конденсаторными установками КРМ, УКРМ, УКМ в силовых сетях инфраструктуры Серпухова можно обеспечить повышение энергетической эффективности объектов на 40-60%.